. Учебно-методическое пособие "Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий" - Конспект НОД - Методическая копилка - Конспект НОД - Профессиональный сайт воспитателя детского сада
Персональный сайт воспитателя ДОУ Маколовой Светланы
Среда, 15.05.2024, 04:48
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Сценарий мероприятий [13]
Конспект НОД [17]
Консультации [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Методическая копилка » Конспект НОД

Учебно-методическое пособие "Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий"
[ Скачать с сервера (254.0 Kb) ] 04.10.2015, 23:49

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям, способностями здоровью. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Усилия ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Здоровье – понятие многогранное, оно не ограничивается физическим состоянием. Не маловажную роль играет психическое, социальное и духовное благополучие, развитие интеллектуальных способностей.

Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. 

В связи с актуальностью этой проблемы было решено обобщить опыт работы по охране и укреплению здоровья детей с использованием здоровьесберегающих технологий - ритмопластика.

Решая проблему здоровьясбережения, главная цель методического пособия - развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики.

Учебно-методическое пособие рассчитано для работы с детьми 4 - 5 летнего возраста и составлено с учетом физических и психологических особенностей детей.

Включает в себя: введение, научно-методическое обоснование и описание сущности педагогического опыта, методические рекомендации, требования к подбору музыки и движений, условия необходимые для эффективности обучения, список использованной литературы, приложения.

Научно – методическое обоснование

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность ребенка. В период от трех до семи лет малыш растет и интенсивно развивается, движение и музыка становятся его потребностью. В настоящее время существует много здоровьесберегающих технологий, и одна из наиболее доступных и эмоциональных – это ритмопластика.

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество.  Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам!  Ритмопластика – это вид деятельности, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Ритмопластика развивает  у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики  является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка. 

Ритмопластика доступна каждому. В основу положены абсолютно простые, но разнообразные движения, знакомящие с основами танца, гимнастики и развивающие двигательные навыки. Малыш учится выражать мысли и эмоции движениями, затрудняясь передавать их словами. Ритмопластика дает бесценный опыт, который заложит надежную основу последующего всестороннего развития.

Ритмопластика - один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей.

Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями,  опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и  коммуникативные  навыки.

В основу опыта положена программа "Ритмическая мозаика", разработанная  А.И. Бурениной, рекомендованная  Министерством  образования  Российской  Федерации  в  качестве  программы  воспитания, обучения и развития детей  дошкольного возраста.

Описание сущности педагогического опыта

В результате изучения методик различных авторов по данной проблеме созданы практические наработки. Разработан перспективный план работы (Приложение 1), составлены картотеки игр-миниатюр, музыкально-подвижных игр, игр-эстафет, игр-забав (Приложение 2, Приложение 3), что позволило решать следующие задачи:

Обучающие:

1.     Формирование познавательного интереса к искусству звуков.

2.     Развитие двигательных качеств и умений: ловкости, точности и координации движений; гибкости и пластичности; умения ориентироваться в пространстве.

3.     Обогащение двигательного опыта различными видами движений.

 Развивающие:

1.     Развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие  музыкального слуха, чувства ритма; музыкального кругозора и музыкальной памяти.

2.     Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении через музыку: творческого воображения и фантазии; способности к импровизации.

3.     Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.

4.     Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления; тренировка лабильности нервных процессов.

 Воспитательные:

1.     Воспитание доброжелательности, умения вести себя в группе, подчиняться правилам.

2.     Развитие эмпатии.

 Оздоровительные:

1. Поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.

2.     Формирование сознательного стремления к здоровью, культуры здоровья.

3.     Формирование правильной осанки, красивой походки.

4.     Содействие профилактике плоскостопия.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности, — предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному, так как организм различно реагирует на физические нагрузки.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий, в противном случае снижается достигнутый уровень умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип повторяемости материала. Занятия ритмопластики и ритмической гимнастики требуют повторения вырабатываемых навыков. Только при многократном повторении образуется двигательный стереотип.

Принцип наглядности в обучении ритмопластики и ритмической гимнастики понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.

Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как:

  • показ (предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений);
  • словесный;
  • игровой;
  • разговорно - игровой (позволяет ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогает скоординировать движения своего тела с характером музыки);
  • иллюстративно-наглядный;
  • анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируется отдельные части движения, композиции и потом соединяются.

Формы объяснения:

  • комментирование
  • инструктирование
  • корректирование
  • изложение

Занятия ритмической гимнастикой провожу с детьми 4-5 лет. Обучение детей проходит на специально организованной деятельности во второй половине дня. 

Способ организации - группы (до 10 человек) с постоянным составом. Набор детей в группы свободный; для всех физически здоровых детей, не имеющих противопоказаний к НОД по состоянию здоровья. Деятельность  проводится 1 раз в неделю продолжительностью в 20 минут.

Вариативность проведения видов занятия различна:

  • традиционные;
  • сюжетные;
  • интегрированные;
  • тематические;
  • итоговые.

Вступительная часть: настроить ребенка на предстоящую деятельность, сконцентрировать его внимание, развить интерес и положительные эмоции к занятию:

- Ритуал вхождения: -элементы неожиданности (пришло письмо с моделями упражнений), минутка вхождения соответствует с заявленной тематикой.

- метод рассуждения вслух о том, как чтобы достичь красоту тела, грациозности движения (предлагаются различные имитационные упражнения). Например, звучит спокойная классическая мелодия, дети показывают, как кружатся снежинки, как они медленно опускаются на землю, светит яркое солнце, на лицах детей тоже сияет солнечная улыбка;

- элемент неожиданности: выход персонажа или героя сказки для настроя детей на стиль выполнения упражнений. Например: «Красная шапочка»;

- выбор материала, способа деятельности, понравившегося образца, сюжета.

« Разминка» может проводиться в разнообразных видах и включать в себя выполнение физкультурных упражнений, различных пробежек, имитацию движений и повадок животных, танцевальные шаги.

Цель данной части: способствовать активному восприятию детьми нового материала, подготовить организм к предстоящей нагрузке, обогатить двигательный опыт детей: прямо и свободно держаться, легко ходить, бегать, прыгать.

Например: выполняются упражнения на координацию музыкального ритма и различные виды ходьбы, выделение сильной доли, прыжки и имитационные движения. В этой части так же можно включать новые виды ходьбы, прыжков, бега. В конце 2 части для восстановления дыхания проводятся дыхательные упражнения, игры малой активности.

Основная часть.

Цель: Достичь оптимального уровня нагрузки каждого ребенка. Развивать и совершенствовать танцевальные движения через образы и характер музыкального сопровождения. Например, танцевально-ритмические композиции «Увезу тебя я в тундру», «Негритята» - общеразвивающие и имитационные упражнения, «Трамвайчик», «Отражение» - танцевальные композиции бодрого, веселого характера, игры-танцы «Птички», «Кузнечик» или танец в зависимости от тематики.

Методы:

- имитация движений, в соответствии с содержанием;

- создание заданного образа;

- демонстрация способов выполнения движений;

- танцевальные импровизации

Заключительная часть.

Восстановление всех функций организма.

Методы:

- релаксационные упражнения,

- спокойные игры,

- медленные танцевальные композиции,

- самомассажи с речевым сопровождением.

Я предлагаю вам схему работы по ритмопластике, которая складывается из шести разделов:

  • Ритмика;
  • Танец;
  • Танцевально-ритмическая гимнастика;
  • Музыкально-подвижная игра;
  • Хореографические упражнения, танцевальные шаги;
  • Креативная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игромассаж.

Раздел «Ритмика» предусматривает активизацию музыкального восприятия детей через движение, развивает координацию движений, ориентацию в пространстве и чувство ритма.

К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста.

Дети подвижны, ярче и эмоциональней воспринимают музыку через движение, получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, а от сочетания музыки с пластикой тела, у ребенка повышается жизненный тонус.

Раздел «Танцы» направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, ритмические танцы.

В разделе «Танцевально – ритмическая гимнастика» представлены образно – танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи.

Раздел «Музыкально – подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально – игровой гимнастике.

Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

Раздел «Пальчиковая гимнастика»  служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Все разделы объединяет игровой метод проведения занятий.

Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Педагоги могут выбирать из схемы те задания, которые покажутся им важными, интересными полезными для конкретной группы детей или ситуации. 

Таким образом, эта схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм работы воспитателя с детьми по ритмопластике, в целях гармоничного развития личности ребенка.

Методические рекомендации

Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. С первых занятий необходимо научить ребенка правильно и красиво двигаться под музыку. Обучение движений начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Движения показываются с полной амплитудой и с соблюдением всех требований предъявляемых к его характеру и форме, чтобы ребенок понял какой идеал, к которому они должны стремиться. После исполнения упражнения педагог объясняет, какие допущены ошибки, затем повторяют упражнения снова.

На занятиях с детьми дошкольного возраста следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. Для этого необходимо на каждом занятии выполнять упражнения для постановки корпуса. Для поддержания интереса упражнения выполняются в разных вариантах, изменяя исходные положения, вводя всевозможные дополнения, ускорения и замедления темпа, изменения амплитуды.

Детей привлекают упражнения, овладеть которыми можно за короткий срок. Для повышения интереса на занятиях ритмопластики и ритмической гимнастики является удачно найденная образность движения, смена музыкального произведения.

На каждом занятии ритмопластики после вводной ходьбы и перестроения в колоны хорошо вводить разные виды поклона – это и знакомство с видами поклона, и приветствие педагога и воспитанников вместо слова «Здравствуйте».

Занятие разучивается в течении месяца (одно занятие в месяц) с постепенным добавлением нового материала.

Требования к подбору музыки

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. Длительностью 3 – 4 минуты. Музыкальные произведения должны быть разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.). Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, формирует художественный вкус. Для занятий лучше брать музыку без слов – инструментальную или караоке для детей и взрослых, чтобы был четкий ритм и удобный темп для выполнения движений.

Требования к подбору движений

В ритмопластике и ритмической гимнастике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

  • доступными;
  • понятными;
  • разнообразными, нестереотипными.

Музыкально-ритмические упражнения и танцы не должны перегружаться большим количеством движений. Длительность их не должна превышать 3 – 4 минуты.

Условия

Для эффективности обучения необходимы следующие условия:

1. Создание предметно-пространственной среды для музыкально-ритмической деятельности.

2. Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (фортепиано, баян, аккордеон, магнитофон, аудио-кассеты и диски с соответствующим музыкальным материалом)

3. Наличие необходимого инвентаря (мячи, скакалки, обручи, ленты, кубики, платочки, бубны и другое)

4. Содержание учебно-методического пособия.

5. Взаимосвязь с семьей.

Связь с другими образовательными областями

«Физическое развитие»

Развитие  физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение  и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

«Социально-коммуникативное»

 

Развитие  свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Формирование  представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Познавательное»

Расширение  кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Художественное-эстетическое»

Развитие  детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Речевое»

Использование  музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

 

Список использованной литературы

 

 1.«Поиграем, потанцуем» Г.П. Федорова  С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.

2. Логоритмика» О.А. Новиковская  С-Пб «Корона принт» 2005 год.

3.«Ритмическая пластика для дошкольников» А.И. Буренина  С-Пб. 2012 год.

4.«Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.   Москва 1997год.

5. «Музыкальные игры и упражнения в детском саду» А. Зимина Москва 1998 год.

6. «Музыка и движение» С. Бекина, Т. Ломова, Е. Соковнина Москва, Издательство «Просвещение» 1981 год.

7. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Г. Колодницкий  Москва 1998 год.

8. «Ладушки» «Этот удивительный ритм» И. Новоскольцева, И. Каплунова С-Пб, Издательство «Композитор» 2004 год.

9. «Ладушки» «Праздник каждый день» И. Новоскольцева, И. КаплуноваС-Пб, Издательство «Композитор» 1999 год.

10. «Наши талантливые малыши» Е. Букарина  Ярославль Академия развития 2006 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Конспект НОД | Добавил: Svetik
Просмотров: 2022 | Загрузок: 42 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz